минприроды калининградской области


Часто задаваемые вопросы

Где можно ознакомиться с перечнем особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Калининградской области?
Перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Калининградской области размещен на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области.
В какие сроки разрешена охота на территории Калининградской области?

Охота на территории Калининградской области осуществляется в сроки установленные Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении Правил охоты», а также установленные Указом Губернатора Калининградской области от 05.09.2012 № 186 «Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Калининградской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения».

Сроки охоты на территории Калининградской области

Копытные животные
1 Кабан Все половозрастные группы 01.06-31.07
01.08-28(29).02
2 Косуля европейская Все половозрастные группы 01.10-31.12
Взрослые самцы 20.05-20.06
15.07-31.07
01.08-15.08
3 Лось, олень благородный Все половозрастные группы 01.10-31.12
Взрослые самцы 01.09-30.09
Пушные животные
1 Барсук 01.09-31.10
2 Крот 25.06-25.10
3 Заяц (русак) 15.11-30.01
4 Лисица, енотовидная собака, бобр, выдра, куницы, норки, хорь, горностай, ласка, ондатра 01.10-28(29).02
5 Волк 15.09-28(29).02
Пернатая дичь
Весенняя охота
Пернатая дичь (водоплавающая, боровая) 15.03-24.03
Иные сроки охоты
1 Водоплавающая дичь Вторая суббота августа-15.11
2 Болотно-луговая дичь
3 Полевая дичь
4 Боровая дичь Третья суббота сентября - 15.11
5 Болотно-луговая дичь с подружейными собаками, ловчими птицами 01.08-15.11
6 Боровая и полевая дичь с подружейными собаками, ловчими птицами 05.08-30.11

Запрещается промысловая охота, любительская и спортивная охота на зайца (беляка), тетерева.

Как получить охотничий билет единого федерального образца?

Охотничий билет единого федерального образца выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.

Охотничий билет выдается на основании заявления о получении охотничьего билета, составленного в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, которое может подаваться в уполномоченный орган лично заявителем или почтовым отправлением с описью вложения прилагаемых документов или в электронной форме с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Заявителем в заявлении указывается:

  • наименование уполномоченного органа, в который подается заявление;
  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • дата и место рождения заявителя;
  • номер контактного телефона, почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с заявителем;
  • данные основного документа, удостоверяющего личность.

До момента подачи заявления заявитель должен ознакомиться с требованиями охотничьего минимума, о чем указать в заявлении.

Одновременно с заявлением о получении охотничьего билета, в том числе в электронной форме, представляются:

  • две личные фотографии в черно-белом или цветном исполнении размером 30 x 40 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора;
  • копия основного документа, удостоверяющего личность (за исключением случаев подачи заявления в электронной форме).
Где можно ознакомиться с информацией о редких и исчезающих видах Калининградской области?

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642 Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее – Министерство) осуществляет полномочия по ведению Красной книги Калининградской области. Информация о редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, грибов и животных содержится в электронной версии Красной книги Калининградской области, размещенной на Интернет-сайте Министерства.

Какие реквизиты для оплаты государственной пошлины за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира?

Код ОКТМО: 27 701 000

Наименование получателя платежа: УФК по Калининградской области (Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области)

Администратор*: ИНН 3906976260 КПП 390601001

Р/с: 40101810000000010002 

БИК: 042748001

Наименование банка: в ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области

Наименование платежа: государственная пошлина за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира, а также за выдачу дубликата

Код бюджетной классификации: 048 108 07240 01 1000 110

Сумма платежа: 650 руб. 00 коп.


По каким реквизитам можно оплатить штраф за нарушение лесного законодательства?

Наименование получателя платежа:

Государственное казенное учреждение Калининградской области «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области»

Сокращенное наименование:

ГКУКО «Калининградобллесохотуправление»

ИНН/КПП 3905078288/390601001

ОГРН 1063905084462

ОТДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАД г. КАЛИНИНГРАД

р/сч 40101810000000010002

БИК 042748001

УФК по Калининградской области (ОК 21, ГКУКО «Калининградобллесохотуправление» л/с 04352027250)

Наименование лесничества Код ОКТМО
(8 знаков)
Багратионовское лесничество 27 703 000
Гвардейское лесничество 27 706 000
Калининградское лесничество 27 701 000
Краснознаменское лесничество 27 713 000
Нестеровское лесничество 27 715 000
Полесское лесничество 27 718 000
Железнодорожное лесничество 27 719 000
Славское лесничество 27 727 000
Черняховское лесничество 27 739 000
КБК Наименование
115 1 16 01082 01 0025 140 Административные штрафы, установленные Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, налагаемые должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями субъектов Российской Федерации (штрафы за нарушение правил использования лесов)
115 1 16 01082 01 0026 140 Административные штрафы, установленные Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, налагаемые должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями субъектов Российской Федерации (штрафы за самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов)
115 1 16 01082 01 0028 140 Административные штрафы, установленные Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, налагаемые должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями субъектов Российской Федерации (штрафы за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан)
115 1 16 01082 01 0031 140 Административные штрафы, установленные Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, налагаемые должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями субъектов Российской Федерации (штрафы за нарушение правил санитарной безопасности в лесах)
115 1 16 01082 01 0032 140 Административные штрафы, установленные Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, налагаемые должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями субъектов Российской Федерации (штрафы за нарушение правил пожарной безопасности в лесах)
115 1 16 01082 01 9000 140 Административные штрафы, установленные Главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, налагаемые должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями субъектов Российской Федерации (иные штрафы)

Телефон для справок: 8-(4012)-932-395

Как получить дровяную и деловую древесную для отопления и строительства жилого дома?

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 221 гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, в период с 01 мая по 01 сентября текущего года подаёт письменное заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области через многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ).

  • для строительства жилых домов - до 35 куб. м деловой древесины один раз в 20 лет;
  • для ремонта или реконструкции жилых помещений - до 20 куб. м деловой древесины один раз в 10 лет;
  • для строительства, ремонта или реконструкции хозяйственных построек - до 15 куб. м деловой древесины один раз в 5 лет;
  • для целей отопления жилых помещений, не имеющих центрального отопления или бытового газоиспользующего оборудования, предназначенного для отопления, - 0,15 куб. м на 1 кв. м общей площади жилого помещения, но не более 20 куб. м один раз в год.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  1. документ, удостоверяющий личность заявителя;
  2. расчет потребности древесины, составленный в произвольной форме;
  3. в целях строительства:
    • жилого дома – разрешение на строительство;
    • хозяйственной постройки – правоустанавливающие документы на земельный участок (в случае, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости);
  4. в целях – ремонта, реконструкции:
    • жилого помещения – правоустанавливающие документы на жилое помещение (в случае, если право на указанное жилое помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости);
    • хозяйственной постройки – правоустанавливающие документы на земельный участок (в случае, если право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости);
  5. для заготовки древесины для отопления жилых помещений, не имеющих центрального отопления или бытового газоиспользующего оборудования, предназначенного для отопления - правоустанавливающие документы на жилое помещение;
  6. для внеочередной заготовки древесины в целях строительства или ремонта жилого помещения и (или) хозяйственных построек, пострадавших в результате пожара или стихийного бедствия - документ, подтверждающий факт пожара или стихийного бедствия, выданный уполномоченным органом.
Как получить информацию из государственного лесного реестра?

Информация предоставляется заявителю в виде выписок (далее - Выписка) из государственного лесного реестра, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Лесными кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31 октября 2007 года № 282 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра» и в соответствии с приказом от 30 октября 2013 года № 464 «Об утверждении перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условии ее предоставления»  заинтересованное лицо подает в орган исполнительной власти в области лесных отношений заявление о предоставление выписки.

Перечень видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условия ее предоставления утверждены приказом от 30 октября 2013 года № 464.

За предоставление выписки из государственного лесного реестра взимается плата в размере 50 рублей за 1 лист формата А4 (при двухсторонней печати стоимость удваивается), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года № 138.

Что такое лицензия на пользование недрами?

Лицензия - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Что такое общераспространенные полезные ископаемые?

Неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства.

Какие виды общераспространенных полезных ископаемых утверждены на территории Калининградской области?

Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Калининградской области утвержден совместным распоряжением Губернатора Калининградской области № 168 и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №20 от 28.05.2010, в который включены следующие виды полезных ископаемых:

  • алевролиты, аргиллиты (кроме используемых в цементной промышленности, для производства минеральной ваты и волокон);
  • вулканогенные, магматические и метаморфические породы (кроме используемых для производства огнеупорных, кислотоупорных материалов, каменного литья, минеральной ваты и волокон, минеральной подкормки животных и птицы, декоративно-поделочных камней, в цементной промышленности);
  • галька, гравий, валуны;
  • гипс (кроме используемого для цементной промышленности и в медицинских целях);
  • глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина);
  • доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности);
  • известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы);
  • мел (кроме используемого в цементной, химической, стекольной, резиновой, целлюлозно-бумажной промышленности, для получения глинозема из нефелина, минеральной подкормки животных и птицы);
  • мергель (кроме используемого в цементной промышленности);
  • пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);
  • песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов);
  • песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные породы;
  • ракушка (кроме используемой для минеральной подкормки животных и птицы);
  • сапропель (кроме используемого в лечебных целях);
  • сланцы (кроме горючих);
  • суглинки (кроме используемых в цементной промышленности);
  • торф (кроме используемого в лечебных целях).
Что такое участки недр местного значения?

В соответствии со статьей 2.3 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 к участкам недр местного значения относятся:

  1. участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;

  2. участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

  3. участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Как получить лицензию на пользование недрами для добычи подземных вод?

Необходимо получить право пользования участком недр местного значения с целью добычи подземных вод, в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 10 июля 2015 года № 410. Затем на основании решения Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (приказ) необходимо подать заявку на оформление лицензии на пользование недрами, в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 10 июля 2015 года № 409.

Какова стоимость оформления лицензии на пользование недрами?

Государственная пошлина за оформление лицензии на пользование недрами составляет 7500 рублей.

Как продлить срок действия лицензии на пользование недрами?

Продление срока действия лицензии является государственной услугой по внесению изменений и дополнений в лицензию. Для продления срока действия лицензии необходимо подать заявку и пакет документов в соответствии постановлением Правительства Калининградской области от 10 июля 2015 года № 409. Государственная пошлина за продление срока действия  лицензии на пользование недрами составляет 750 рублей.

Какой порядок заключения договора водопользования?

На основании ст. 19 положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642, и ст. 26 Водного кодекса Министерству переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, в том числе по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Калининградской области, в пользование на основании договоров водопользования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Водного кодекса на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, использования акватории водных объектов, производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования определен постановлениями Правительства Российской Федерации соответственно от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».

Соответствующая государственная услуга предоставляется Министерством согласно требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.03.2012 № 57 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования».

Подготовив пакет документов согласно требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, заинтересованное лицо предоставляет его в адрес Министерства.

По результатам рассмотрения пакета документов принимается решение о предоставлении водного объекта в пользование либо о мотивированном отказе в предоставлении

Какой порядок заключения договора водопользования?

На основании ст. 19 положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642, и ст. 26 Водного кодекса Министерству переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области водных отношений, в том числе по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Калининградской области, в пользование на основании договоров водопользования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Водного кодекса на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, использования акватории водных объектов, производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования определен постановлениями Правительства Российской Федерации соответственно от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона».

Соответствующая государственная услуга предоставляется Министерством согласно требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.03.2012 № 57 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования».

Подготовив пакет документов согласно требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов, заинтересованное лицо предоставляет его в адрес Министерства.

По результатам рассмотрения пакета документов принимается решение о предоставлении водного объекта в пользование либо о мотивированном отказе в предоставлении водного объекта в пользование.

В случае, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней плавательных средств и других объектов, договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона.

Можно ли получить решение на сброс сточных вод на стадии проектирования? Требуется ли согласование собственника водного объекта при проектировании?

Согласование собственников водных объектов в соответствии с водным законодательством не оформляется.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации от 03.03.2006 № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс) физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса право пользования поверхностными водными объектами в целях сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Порядок предоставления водных объектов в пользование определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Соответствующие государственные услуги предоставляются Министерством согласно требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.09.2011 № 763 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование».

Для получения водного объекта в пользование заинтересованному лицу необходимо обратиться в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления) с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.

Запрос направляется по форме, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2013 № 410.

Перечень форм государственного водного реестра, по которым могут быть предоставлены сведения, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.05.2007 № 138.

На основании полученных сведений заинтересованное лицо подготавливает пакет документов согласно требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов и предоставляет в адрес Министерства.

По результатам рассмотрения пакета документов принимается решение о предоставлении водного объекта в пользование либо о мотивированном отказе в предоставлении водного объекта в пользование.

Обращаем внимание, что в соответствии со ст. 60 Водного кодекса при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений (в том числе выпуски сточных вод, согласно федеральному закону от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений») должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Согласно вышеупомянутым требованиям ст. 9 и 11 Водного кодекса водопользование (использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей, согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации) с целью сброса вод может быть осуществлено только в случае предоставления водного объекта в пользование, то есть, на основании действующего решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Получение решения на предоставление водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод объектами капитального строительства до момента ввода их в эксплуатацию, возможно при наличии в собственности или аренде выпуска сточных вод и соблюдении вышеуказанных требований водного законодательства.

Одновременно сообщаем, что в соответствии со ст.ст. 7.6, 8.13, 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, нарушение правил водопользования и охраны водных объектов влечет привлечение к административной ответственности с наложением соответствующих административных штрафов.

Какой порядок получения решения на сброс сточных вод?

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс) право пользования поверхностными водными объектами с целью сброса сточных вод приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается.

Порядок предоставления водных объектов в пользование на основании решения определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Соответствующая государственная услуга предоставляется Министерством согласно требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.09.2011 № 763 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование».

Для получения водного объекта в пользование заинтересованному лицу необходимо обратиться в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов:

Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления

Руководитель – заместитель руководителя управления-начальник отдела - Ковтун Людмила Викторовна.
Телефон: +7 (4012) 67-44-51, 67-44-52, 67-44-53.
Адрес: 236010, г. Калининград, пр. Победы, д. 161, ком. 401
Электронная почта: ovr.kaliningrad@mail.ru с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, в том числе о правах пользования водными объектами и правах собственности на водные объекты.

Запрос направляется по форме, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2013 № 410.

Перечень форм государственного водного реестра, по которым могут быть предоставлены сведения, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.05.2007 № 138.

В случае отсутствия сведений в государственном водном реестре, проведение изыскательных работ, изучение картографических и иных материалов для определения нахождения водного объекта, типа водного объекта, наличие или отсутствие гидравлической связи с другими объектами, при необходимости заявителем осуществляются самостоятельно с привлечением специализированной организации.

На основании полученных сведений заинтересованное лицо разрабатывает пакет документов согласно требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов и предоставляет в адрес Министерства.

По результатам рассмотрения пакета документов принимается решение о предоставлении водного объекта в пользование либо о мотивированном отказе в предоставлении водного объекта в пользование.

Какая разрешительная документация требуется при проведении работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов?

В соответствии с пунктами 5, 7 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс) право пользования поверхностными водными объектами в целях проведения работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, приобретается на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Порядок предоставления водных объектов в пользование определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Соответствующая государственная услуга предоставляется Министерством согласно требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.09.2011 № 763 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование».

Для получения водного объекта в пользование заинтересованному лицу необходимо обратиться в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов по Калининградской области Невско-Ладожского бассейнового водного управления, руководитель – заместитель руководителя управления-начальник отдела Ковтун Людмила Викторовна, тел. 67-44-52, 67-44-53, адрес: г. Калининград, пр. Победы, д. 161, каб. 401) с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.

Запрос направляется по форме, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2013 № 410.

Перечень форм государственного водного реестра, по которым могут быть предоставлены сведения, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.05.2007 № 138.

На основании полученных сведений заинтересованное лицо подготавливает пакет документов согласно требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов и предоставляет в адрес Министерства.

По результатам рассмотрения пакета документов принимается решение о предоставлении водного объекта в пользование либо о мотивированном отказе в предоставлении водного объекта в пользование.

В случае проведения работ вне толщи воды с использованием технологии, не предусматривающей изменение дна и берегов водных объектов, водопользование не осуществляется, а право пользования водным объектом не оформляется.

Что делать, если в квитанции на оплату услуги по обращению с ТКО указаны некорректные данные?

В случае выявления некорректных сведений, указанных в квитанции, а также для получения разъяснений и дополнительной информации, связанной с оказанием коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), необходимо обратиться в адрес регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области ГП КО «ЕСОО» (далее – региональный оператор) любым из указанных способов:

  • лично в ближайший Центр обслуживания физических лиц (перечень центров обслуживания граждан размещен на официальном сайте регионального оператора https://esoo39.ru/);

  • посредством телефонной связи по номерам телефонов, указанных в квитанции;

  • посредством заполнения формы обращений граждан, размещенной на сайте esoo39.ru, с прикреплением фото или скан-образов подтверждающих документов;

  • путем отправки обращения с прикреплением фото или скан-образов подтверждающих документов на почтовый адрес 236023, г. Калининград, ул. Космонавта Леонова, 48А.

Почему плата за оказание услуги по обращению с ТКО увеличилась?

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее – Жилищный кодекс РФ), плата за обращение с ТКО включается в плату за коммунальные услуги, в связи с чем изменен порядок начисления платы.

Ранее услуги по обращению с ТКО относились к услугам по содержанию и ремонту жилых помещений, размер платы за данные услуги определялся исходя из площади занимаемого жилого помещения, а стоимость услуг устанавливалась общим собранием собственников жилых помещений.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, с 01.01.2019 рассчитывается на основании формулы 9(1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исходя из:

  • количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;

  • норматива накопления ТКО на 1 проживающего (нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области утверждены приказом Минприроды Калининградской области от 14.05.2018 № 218);

  • цены на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенной в пределах единого тарифа на услугу регионального оператора (предельный единый тариф на услуги регионального оператора на территории Калининградской области ГП КО «ЕСОО» на 2020 год установлен приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 17.12.2019 № 131-07окк/19 с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 488,57 руб./куб. м, и с 01.07.2020 по 31.12.2020 - в размере 506,16 руб./куб. м.).

Единый тариф утверждается на основе информации об экономически обоснованных расходах регионального оператора, которые включают расходы на транспортирование, обработку, размещение ТКО, заключение и обслуживание договоров, налоги и другие обязательные платежи, в том числе плату за негативное воздействие на окружающую среду от размещения ТКО.

Зарегистрирован и проживаю в одной квартире, но также имею в собственности квартиру, в которой никто не зарегистрирован, почему должен платить дважды?

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за обращение с ТКО. При этом, в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.

В соответствии с пунктом 9(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.

Вместе с тем, согласно пункту 148(36) Правил, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В соответствии с пунктом 148(44) Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Почему при оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО взимается комиссия? Существуют ли способы оплаты без комиссии?

Для обеспечения приема платежей региональным оператором заключены договоры со следующими платежными агентами: ПАО «Сбербанк России», ФГУП «Почта России», АО «Газпромбанк», АО «Энерготрансбанк», ПАО «Почта Банк», АО «Альфа Банк», ПАО «Промсвязьбанк» г. Москва.

Условия заключенных договоров предусматривают взимание комиссионных сборов в пользу банка.

Совершить оплату с банковской комиссией можно во всех офисах, банкоматах и терминалах указанных организаций, а также с использованием мобильного банка.

Вместе с тем информируем, что в связи с заключением региональным оператором договора с новым платежным агентом АО «Россельхозбанк» с апреля 2020 года у потребителей появилась возможность оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО без взимания комиссии.

Оплатить коммунальную услугу по обращению с ТКО без комиссии возможно при оплате через информационно-платежные терминалы, банкоматы, интернет-банк, мобильный банк (с поддержкой двумерных QR-кодов) АО «Россельхозбанк».
Как можно оплатить услугу по обращению с ТКО, если не пришла квитанция?

Получить и оплатить квитанцию за предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО Вы также можете в личном кабинете на официальном сайте регионального оператора по адресу: http://esoo39.ru/lk/

Кто должен приобретать контейнеры для накопления ТКО?

Законодательством Российской Федерации обязанность по приобретению контейнеров и бункеров и их обслуживанию для регионального оператора не установлена.

Контейнеры могут приобретаться, в частности собственниками земельных участков, на которых расположены места накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором, в случае включения соответствующих расходов при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Основы ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее - Основы ценообразования), определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, критерии их применения. Требований к объему и качеству услуг, оказываемых региональным оператором, указанный документ не содержит.

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО.

Согласно пункту 10 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Пунктом 11 указанных Правил № 1156 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах накопления ТКО складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

Основами ценообразования и методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, включение расходов на приобретение пакетов и других емкостей (за исключением контейнеров и бункеров) в необходимую валовую выручку регионального оператора не предусмотрено.

Таким образом, создание и содержание мест накопления ТКО, за исключением специализированных площадок для складирования крупногабаритных отходов, включает установку и содержание контейнеров и бункеров.

При этом в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в том числе входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО.

Кроме того, согласно пункту 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны в том числе обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Таким образом, обязанность по обеспечению установки в месте накопления ТКО контейнеров и бункеров, предназначенных для использования собственниками помещений в многоквартирном доме, и их содержанию возложена на организацию, осуществляющую управлением таким многоквартирным домом.

Иных случаев, когда обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО, доступных для неопределенного круга отходообразователей, лежит на лицах, не являющихся органами местного самоуправления, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Следовательно, во всех случаях, кроме установки контейнеров и бункеров для накопления ТКО, предназначенных для использования собственниками помещений в многоквартирном доме, обслуживаемом управляющей организацией, контейнеры и бункеры в местах накопления ТКО, доступных для неопределенного круга отходообразователей, обязаны устанавливать органы местного самоуправления.

Нужно ли заключать договор с региональным оператором в отношении земельного участка, расположенного в границах СНТ?

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями, в том числе с СНТ, в соответствии с Правилами № 1156.

В соответствии с пунктом 8(1) Правил № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в том числе в отношении ТКО, образующихся на земельных участках, – с лицами, владеющими такими земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

В случае если на земельном участке на территории СНТ отсутствует индивидуально-определенное здание, являющееся местом жительства граждан, договор с региональным оператором в отношении такого участка заключает объединение.

В случае если на земельном участке на территории СНТ расположено индивидуально-определенное здание, являющееся местом жительства граждан, договор с региональным оператором в отношении такого участка заключает собственник здания.

Может ли юридическое лицо перейти на расчеты с региональным оператором исходя из фактического объема образования отходов?

В соответствии с пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила), при осуществлении расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или количества и объема установленных контейнеров для накопления ТКО.

Иные способы коммерческого учета ТКО при осуществлении расчетов с собственниками ТКО не предусмотрены.

Нормативы накопления ТКО на территории Калининградской области утверждены приказом Минприроды Калининградской области от 14.05.2018 № 218.

Новые нормативы накопления ТКО в Калининградской области будут разработаны в 2020 году в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

До утверждения новых нормативов накопления ТКО в целях снижения расходов на оплату услуг по обращению с ТКО организации имеют возможность организовать раздельное накопление ТКО и на этом основании осуществлять расчеты с региональным оператором по обращению с ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных на площадке для накопления ТКО.

Постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 № 343 утвержден порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области.

Согласно порядку юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, независимо от решения Минприроды Калининградской области о раздельном накоплении ТКО на территории муниципального образования, имеют право осуществлять раздельное накопление ТКО, за исключением ТКО, образующихся в жилом фонде.

В указанном случае юридическое лицо или индивидуальный предприниматель:

  1. создают место (площадку) накопления ТКО и обеспечивают включение сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039;

  2. не допускают складирования отходов в указанном месте (площадке) накопления ТКО другими лицами;

  3. накапливают отходы производства и потребления (далее также – отходы), включенные в перечень отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р, отдельно от других отходов, входящих в состав ТКО;

  4. передают отходы, включенные в указанный перечень, а также иные отходы, содержащие полезные компоненты и накопленные отдельно от других отходов, для утилизации на основании договоров на оказание услуг по утилизации отходов, заключенных с региональным оператором по обращению с ТКО, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Правил при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Как осуществляется раздельный сбор в городе Калининграде? Какие виды отходов подлежат раздельному сбору?

01.02.2020 на территории города Калининграда стартовал пилотный проект по внедрению элементов раздельного накопления ТКО, в рамках которого организовано 60 площадок раздельного накопления ТКО, содержащих полезные компоненты.

Транспортирование отходов с указанных площадок осуществляется ИП Пауковым О.М. в рамках заключенного с региональным оператором соглашения о взаимодействии при организации обращения с отходами производства и потребления, содержащими полезные компоненты.

Согласно памятке о порядке раздельного накопления ТКО, размещенной на официальном сайте регионального оператора по ссылке: https://esoo39.ru/pamyatka-o-poryadke-razdelnogo-nakopleniya/, сбору подлежат:

  • в контейнеры с наименованием «Бумага»: картон, в том числе цветной картон (коробки, упаковка от бытовой техники, мебели, продуктов питания), писчая бумага, газеты;

  • в контейнеры с наименованием «ПЭТ-бутылки»: ПЭТ-бутылки (светлые и темные);

  • в контейнеры с наименованием «Металл»: жестяные и алюминиевые банки из-под напитков, консервов, корма для животных; крышки от стеклянных банок; чистая фольга; любые другие металлические предметы.

Что делать в случае, если отходы не вывозят вовремя?

В соответствии с действующим законодательством в сфере обращения с ТКО в целях обеспечения транспортирования ТКО региональным оператором по результатам торгов заключены договоры на оказание данного вида услуг с 8 операторами по обращению с ТКО: ООО «Кристалл», ООО «Стрела», ООО «Блеск Профи», ООО «Блеск Профи Плюс», ООО «ВЫВОЗ ТБО», ООО «Дармет плюс», ООО ТК «Сибирская Экологическая Компания», ООО «Блеск».

Контроль за соблюдением указанными операторами по обращению с ТКО графиков транспортирования ТКО осуществляет региональный оператор.

О несоблюдении указанных графиков следует в надлежащей форме информировать регионального оператора, а также Минприроды Калининградской области.

Кто имеет право на льготы по коммунальной услуге по обращению с ТКО?

В соответствии со статьей 48 Закона Калининградской области от 07.10.2019 № 318 «Социальный кодекс Калининградской области» предусмотрены меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО для следующих категорий граждан:

  1. семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, включая усыновленных (удочеренных), а также несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в приемных семьях, семьях патронатных воспитателей;

  2. ветеранам боевых действий;

  3. ветеранам становления Калининградской области.

Мера по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО предоставляется в виде компенсации расходов по оплате указанной услуги в размере 50 процентов в пределах нормативов накопления ТКО, установленных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области обращения с отходами.

Кто должен создавать места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки)?

По общему правилу согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления, в порядке установленном Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039.

В соответствии с п. 26(1) и 26(2) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядком их оказания и выполнения, утвержденным постановлением Правительства российской федерации от 03.04.2013 № 290, на придомовых территориях многоквартирных домов, в зависимости от реализованного способа управления домом, управляющие организации; товарищества собственников жилья; жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, обязаны осуществить:

  • работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов;

  • организацию накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передачу в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме (самостоятельно при непосредственном управлении домом либо в лице организации по обслуживанию жилищного фонда) обязаны создавать и содержать место накопления ТКО на земельном участке, включенном в общее имущество такого многоквартирного дома (придомовой территории).

Кроме того, обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО возложена на товарищества собственников недвижимости (например, садоводческие некоммерческие товарищества на основании Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), торговые организации и т.д.

Кто должен устанавливать контейнеры в месте накопления ТКО?

Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 организация и содержание контейнерной площадки невозможна без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.

В этой связи, учитывая изложенное в ответе на предыдущий вопрос, обязанность по установке контейнеров в месте накопления ТКО возложена на собственников данного места накопления ТКО, либо пользователей места накопления ТКО в случае наличия соответствующего соглашения.

Кроме того, в соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

  1. установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;

  2. своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;

  3. организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;

  4. свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;

  5. содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Что такое крупногабаритные отходы (КГО), где они накапливаются и кто должен их вывозить?

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила), установлено, что КГО – это ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В соответствии с Правилами потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО) осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

Способы складирования КГО:

  1. В бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

  2. На специальных площадках для складирования КГО.

В связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, пунктом 12 Правил предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.

Накопление КГО в Калининградской области регулируется Порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 № 343 (в ред. от 28.12.2019) (далее – Порядок). Пунктом 14 Порядка установлено, что накопление КГО осуществляется:

  1. в расположенных на контейнерных площадках бункерах - металлических мусоросборниках синего цвета объемом не менее 30 куб. м с дверными створками, которые фиксируются при помощи запорного устройства, транспортировка которых осуществляется мусоровозами, оснащенными механизмом для погрузки и разгрузки бункера;

  2. на специальных площадках для складирования КГО - местах (площадках) накопления ТКО площадью не менее 300 кв. м, на которых не установлены мусоросборники.

Таким образом, КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором по обращению с ТКО с мест накопления КГО в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

Как дифференцировать отходы от текущего ремонта жилых помещений от отходов капитального ремонта? Должен ли региональный оператор по обращению с ТКО вывозить такие отходы?

Согласно разъяснениям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

При этом согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Таким образом, отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО (и, соответственно, к КГО) и не входят в зону ответственности регионального оператора.